Август 2013, KP66MM
Всё в этой жизни не случайно. Видимо поэтому, познакомившись в эфире ещё весной с Александром UA3MHF, мне посчастливилось узнать о существовании детского образовательного летнего лагеря «Полярный Круг».
Рассказ Саши меня заинтересовал тем, что данное мероприятие практически полностью совпадет с моими фантазиями об организации детского лагеря в Карелии. Правда, с маленьким отличием - я думал о радиолюбительской направленности лагеря. И, как вскоре выяснилось, эту тему с удовольствием поддержал руководитель экспедиции Шамиль Невмянов. Забегая вперёд, хочу заметить, что человек этот меня поразил как своей эрудицией, знаниями в области биологии, радиосвязи, судовождении, психологии и многих других наук, так и своими организационными и руководящими способностями. Говоря попросту-опытный мужик, настоящий начальник экспедиции.
Надо сказать, что я Карелию знаю очень давно. Практически ежегодно мы с семьёй посещаем её южные и северные территории, ловим рыбу, собираем грибы и ягоды и, конечно же, я работаю в эфире. Но за два десятка лет даже эта радость общения с природой успела поднадоесть. Хочется чего-то полезного сделать. Знакомство с экспедицией оказалось как нельзя кстати. И я решил внести ещё одну обучающую ветвь в уже итак богатую учебную программу лагеря «Полярный Круг», которую быстренько окрестили как «Радиодело». По сути, я хотел ознакомить ребят с радиолюбительским движением, при этом использую бесспорную аксиому ,что если они планируют в будущем совершать путешествия в глубь нашей страны, то сотовой связи там может и не оказаться, и что наиболее доступным и оптимальным средством связи может послужить любительская КВ радиостанция на 160 м, благо для 4-й категории телеграф сдавать не надо.
Итак, согласовав некоторые формальности, подготовив радиоаппаратуру и кое-какую радиолюбительскую атрибутику, я отправился на остров Оленевский в Белое море. По пути я встретил с поезда своего младшего сына Яшу, который вёз с собой только что отпечатанные книжки «Основы любительской радиосвязи» А. Замороки. (RA0CL) . Именно их я и планировал использовать как учебное пособие и раздаточный материал.
Когда мы оказались на острове Оленевский, я был удивлён царящим там порядку и дисциплине. Нет, на линейке флаг не поднимали и в горн не трубили. Но линейка была, на ней отмечали провинившихся и поощряли благие поступки участников и информировали о времени проведения учебных занятий по отрядам. А изучать было много чего: физиология, биология, стрельба из лука, управление парусным судном, рыбалка, альпинизм, психология, фото-видеосъёмка, дайвинг, радиосвязь - это ещё не полный список того, чему учили в экспедиции.
Моим занятиям по радиоделу приходилось находить время и согласовывать с руководством. Несмотря на то, что начальство всячески способствовало обучению, но времени хватало не всегда. Ведь не надо забывать о том, что организация жизнедеятельности лагеря и быта «съедает» уйму времени. Приходилось всегда чётко помнить периоды прилива и отлива, чтобы не упустить лодки в открытое море и их не залило волной. Дрова и пресная вода - постоянная морока, их нехватка могла остановить жизнедеятельность экспедиции.
Сами занятия происходили следующим образом. Сначала с обоими отрядами была проведена вступительная беседа, которая знакомила с историей радио и областях его применения. А также историей радиолюбительства, различным его течениям и применение КВ и УКВ связи в туристической практике.
Следующие 4 лекции были посвящены системе позывных, свойствам коротких и ультракоротких волн, видам излучения, Q-коду и сокращениям, фонетическому алфавиту и дипломно-соревновательным направлениям в радиоспорте.
Понятно, что не все загорелись и увлеклись радиолюбительством. Но 4 пары ребят всё-таки пошли на конкурс кто больше выловит из эфира позывных и он был успешно проведён.
Стоит отметить, что прохождение в северных широтах в светлое время суток не балует. Поэтому всю радиоактивность приходилось планировать на утро или вечер. Днём даже на 20 м диапазоне было не более 3-х станций.
Интересный случай произошёл при проведении Робинзонады. Когда два отряда отправились на поиски клада и были организованы два полевых лагеря, то связь, которая поддерживалась с базой на УКВ диапазоне, с одним отрядом просто отсутствовала из-за особенностей рельефа. А без связи не могло быть и речи о продолжении игры. Хорошо, что со мной был ещё маленький трансивер IC-703, с его помощью была очень просто налажена связь с базой на диапазоне 80 м и Робинзонада была продолжена. Хочется верить, что ребята на этом примере усвоили различия между КВ и УКВ.
Одним из этапов Робинзонки было разворачивание радиостанции в полевых условиях и приём нескольких позывных Надо сказать, что это оказалось не таким уж простым заданием для некоторых, и риск спалить трансивер был вполне реален. Но «продвинутые пользователи» справились и с этим заданием.
Так случилось, что вместе с занятиями с ребятами мне пришлось ещё быть и оператором радиостанции с юбилейным позывным R20RRC/1. Но устраивать погоню за количеством QSO я не любитель, поэтому больше занимался экспериментами с антеннами и источниками питания. Как выяснилось, дорогой генератор с инвертором проиграл простенькому «китайцу» ввиду наличия целого спектра помех того самого инвертора, идущих по сети. Пришлось от него отказаться, благо в экспедиции были ещё три генератора и солнечные батареи.
Антенна City Windom работала отменно, хотя место расположения радиостанции всё также было экранировано той самой скалой на острове.
Тем не менее направление на море было открыто и были проведены две связи на 144 МГц с Архангельском (QRB=410км). А вот метеорные связи рандомно не удались.
Что же касается юных радиолюбителей, то мои планы были полностью выполнены: все участники экспедиции изучили радиоминимум и, одна девушка (Е.Марчук) в последний день даже провела несколько QSO. Надеюсь, что мой опыт проведения подобных занятий с ребятами в летних лагерях сподвигнет и других активистов, и несколькими новыми позывными в эфире станет больше.
Слодкевич Евгений, UA3AHM
|